вторник, 19 июня 2007 г.

Парадигма государственного управления

Всемирный БанкWorld Bank проанализировал качество управления государствами мира.
В докладе "Вопросы Управления - 2006" Governance Matters, 2006: Worldwide Governance Indicators
показано, что плохое государственное управление присуще не только развивающимся странам.

Авторы доклада утверждают, что вставшие на путь реформ,
страны могут добиться существенного улучшения качества управления
и сокращения масштабов коррупции в сравнительно сжатые сроки.
Страны, проводящие реформы в области управления,
могут рассчитывать на значительные дивиденды в области развития,
поскольку в долгосрочной перспективе совершенствование управления
приводит к приблизительно троекратному повышению доходов на душу населения.

Авторы доклада используют шесть главных составляющих управления:

1. Гражданское участие и подотчетность
(возможности реализации гражданами политических и гражданских прав, а также прав человека),

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия
(вероятность угрозы насильственного свержения или изменения состава правительства,
в том числе посредством террористических актов),

3. Эффективность деятельности правительства
(компетентность административного аппарата
и качество предоставления государственных услуг),

4. Качество инструментов и институтов регулирования
(распространенность мер политики, затрудняющих нормальное функционирование рынков),

5. Правовое государство
(эффективность обеспечения соблюдения договорных обязательств,
деятельности полиции и судов,
в том числе степень независимости судебных органов и распространения преступности),

6. Сдерживание коррупции
(злоупотребление государственной властью в корыстных целях,
в том числе, в мелких и особо крупных масштабах,
а также "подчинение государства интересам правящей элиты").

Оценки производились по четырехбалльной шкале:
плюс 2 - наивысшая оценка, минус 2 - низшая.

По итогам 2005 года страны бывшего СССР получили следующие оценки.

1) "Гражданское участие и подотчетность":

Армения - минус 0.64 балла,
Азербайджан - минус 1.16,
Беларусь - минус 1.68,
Грузия - минус 0.27,
Казахстан - минус 1.19,
Кыргызстан - минус 1.03,
Россия - минус 0.85,
Украина - минус 0.26,
Молдова - минус 0.49,
Таджикистан - минус 1.17,
Туркменистан - минус 1.95,
Узбекистан - минус 1.76,
Эстония - 1.05,
Латвия - 0.89,
Литва - 0.90.

Для сравнения:
США - 1.19,
Франция - 1.28,
Иран - минус 1.43,
Израиль - 0.61,
Польша - 1.04,
Китай - минус 1.66.

2) "Политическая стабильность":

Армения - минус 0.22,
Азербайджан - минус 1.22,
Беларусь - 0.01,
Грузия - минус 0.80,
Казахстан - 0.03,
Кыргызстан - минус 1.21,
Молдова - минус 0.65,
Россия - минус 1.07,
Таджикистан - минус 1.35,
Туркменистан - минус 0.34,
Украина - минус 0.39,
Узбекистан - минус 1.91,
Эстония - 0.68,
Латвия - 0.83,
Литва - 0.88.

Для сравнения:
США - 0.06,
Франция - 0.33,
Иран - минус 1.14,
Израиль - минус 1.16,
Китай - минус 0.18.

3) "Эффективность деятельности правительства":

Армения - минус 0.17,
Азербайджан - минус 0.73,
Беларусь - минус 1.19,
Грузия - минус 0.47,
Казахстан - минус 0.71,
Кыргызстан - минус 0.91,
Россия - минус 0.45,
Молдова - минус 0.75,
Таджикистан - минус 1.06,
Туркменистан - минус 1.57,
Украина - минус 0.42,
Узбекистан - минус 1.20,
Эстония - 1.03,
Латвия - 0.68,
Литва - 0.85.

Для сравнения:
США - 1.59,
Китай - минус 0.11,
Франция - 1.46,
Иран - минус 0.77,
Япония - 1.16,
Израиль - 0.95

4) "Качество инструментов и институтов регулирования":

Армения - 0.12,
Азербайджан - минус 0.52,
Беларусь - минус 1.53,
Грузия - минус 0.54,
Казахстан - минус 0.47,
Кыргызстан - минус 0.67,
Молдова - минус 0.43,
Россия - минус 0.29,
Таджикистан - минус 1.05,
Туркменистан - минус 1.95,
Украина - минус 0.26,
Узбекистан - минус 1.71,
Эстония - 1.43,
Латвия - 1.03,
Литва - 1.13.

Для сравнения:
США - 1.47,
Китай - минус 0.28,
Франция - 1.09,
Иран - минус 1.49,
Израиль - 0.89.

5) "Правовое государство":

Армения - минус 0.46,
Азербайджан - минус 0.84,
Беларусь - минус 1.04,
Грузия - минус 0.82,
Казахстан - минус 0.79,
Кыргызстан - минус 1.07,
Молдова - минус 0.59,
Россия - минус 0.84,
Таджикистан - минус 0.99,
Туркменистан - минус 1.41,
Украина - минус 0.60,
Узбекистан - минус 1.31,
Эстония - 0.82,
Латвия - 0.43,
Литва - 0.46.

Для сравнения:
США - 1.59,
Китай - минус 0.47,
Франция - 1.35,
Иран - минус 0.76,
Израиль - 0.76.

6) "Сдерживание коррупции":

Армения - минус 0.64,
Азербайджан - минус 1.01,
Беларусь - минус 0.90,
Грузия - минус 0.57,
Казахстан - минус 0.94,
Кыргызстан - минус 1.32,
Молдова - минус 0.76,
Россия - минус 0.73,
Таджикистан - минус 1.08,
Туркменистан - минус 1.30,
Украина - минус 0.63,
Узбекистан - минус 1.07,
Эстония - 0.88,
Латвия - 0.33,
Литва - 0.26.

Для сравнения:
США - 1.56,
Китай - минус 0.69,
Франция - 1.40,
Иран - минус 0.47,
Израиль - 0.76.

Группа стран, последовательно проводивших реформы в последнее десятилетие, очень неоднородна.
В Перу, Гане, Танзании, Мексике, Боснии, Сербии и Хорватии
отмечаются высокие результаты в области гражданского участия и подотчетности;


в Болгарии, Словакии и Румынии
достигнуты весомые успехи в плане обеспечения эффективности деятельности правительственных органов;


в Армении, Венгрии, Словакии и Литве
- в том, что касается качества инструментов и институтов регулирования;


а в Грузии, Латвии и Южной Корее
- в борьбе с коррупцией.

-- 21.09.2006 http://www.washprofile.org/?q=ru/node/5381
_________________
Будущее уже присутствует в Настоящем... Если не ТЫ, то кто? Если не СЕЙЧАС, то когда? Skype: vladimirinvest

2 комментария:

Unknown комментирует...

Ссылка на сайт Всемирного Банка:
http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/WBI/EXTWBIGOVANTCOR/0,,contentMDK:20771165~menuPK:1866365~pagePK:64168445~piPK:64168309~theSitePK:1740530,00.html

Unknown комментирует...

Качество государственного управления

Всемирный Банк\World Bank опубликовал доклад о качестве государственного управления в государствах мира.
Оценивалась ситуация в 212 странах и территориях,
в том числе и в государствах бывшего СССР.

Доклад называется "Качество Управления Имеет Значение:
Показатели Эффективности Государственного Управления
в Странах Мира за 1996–2006 Годы"
\Governance Matters, 2007:
Worldwide Governance Indicators 1996-2006.
Рейтинг составлен на основе данных из 33 разных источников, отражающих мнения тысяч экспертов бизнес-структур, неправительственных и государственных организаций. Показатели качества государственного управления в мире за прошедшее десятилетие улучшились незначительно.
В ряде стран отмечаются перемены к лучшему, но примерно в таком же количестве стран (в Зимбабве, Кот Д'Ивуар, Беларуси и Венесуэле) ситуация ухудшилась. Во многих других странах не произошло существенных изменений ни в ту, ни в другую сторону.
Оценка производилась по шести критериям.

1. Учет мнения населения и подотчетность государственных органов (в какой степени граждане страны имеют возможность выбирать правительство, оценка уровней свободы слова, свободы объединений и пр.).

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (вероятность дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия).

3. Эффективность работы правительства (качество государственных услуг, качество работы госслужащих, степень независимости государственных служащих от политического давления, качество разработки и реализации политики и пр.)

4. Качество законодательства (способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию).

5. Верховенство закона (степень уверенности различных субъектов в установленных обществом нормах, а также соблюдения ими этих норм, в частности, эффективности принудительного исполнения договоров, работы полиции, судов, уровня преступности и пр.).

6. Борьба с коррупцией (использование государственной власти в корыстных целях).

В свою очередь, оценка страны производилась на основе процентных показателей. Каждое государство, по каждому из шести критериев, получало свой рейтинг. К примеру, рейтинг 70% означает, что качество госуправления в данном государстве лучше, чем в 70% государств мира, но хуже, чем в 30%.

Для упрощения изложения мы используем систему оценки по семибальной шкале, где 1 - высшая оценка (это означает, что рейтинг государства в данной категории составляет 90-100%), 7 - низшая (0%, государство является абсолютно худшим в данной категории). "Двойка" означает рейтинг 75-90%, "тройка" - 50-75%, "четверка - 25-50%, "пятерка" - 10-25%., "шестерка" - (0-10%).

Наивысшие оценки по всем показателям (то есть, государство получило высшую оценку, рейтинг этого государства во всех категориях 90-100%) получили Финляндия, Исландия, Новая Зеландия, Норвегия и Швейцария. Безусловными аутсайдерами (их рейтинг по всем шести критериям составляет 0%) признаны Конго, Ирак, Мьянма (Бирма) и Сомали. К этим странам вплотную приблизились Узбекистан и Туркменистан.

Рейтинг постсоветских государств выглядит следующим образом:

Россия. "Пятерка" за "Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства", остальные "шестерки".

Беларусь. Низший 7-й балл получен по показателям "Учет мнения населения" и "Качество законодательства". "Шестерка" за "Эффективность работы правительства", "Верховенство закона" и "Качество законодательства", "тройка" - за "Политическую стабильность".

Украина. Все "пятерки".

Молдова. "Шестерка" за "Эффективность работы правительства", остальные "пятерки".

Армения: "Четверки" по четырем категориям ("Учет мнения населения", "Политическая стабильность", "Верховенство закона" и "Борьба с коррупцией"), "тройки" - по оставшимся двум ("Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства").

Азербайджан: "Шестерки" по четырем категориям ("Учет мнения населения", "Политическая стабильность", "Верховенство закона" и "Борьба с коррупцией"), "четверки" - по двум ("Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства").

Грузия. "Шестерка" за "Политическую стабильность", "тройка" - за "Эффективность работы правительства", остальные категории получили "четверку".

Казахстан. "Пятерки" получили "Политическая стабильность", "Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства", остальные получили "шестерки" (вторая худшая оценка).

Кыргызстан. "Пятерки" за "Учет мнения населения" и "Качество законодательства", "шестерки" - за четыре остальные категории.

Таджикистан. Все "шестерки".

Туркменистан. Все "семерки", "Политическая стабильность" получила "четверку".

Узбекистан. "Шестерки" за "Эффективность работы правительства" и "Борьбу с коррупцией", остальные "семерки" (низший балл).

Латвия. "Двойка" за "Качество законодательства", остальные - "тройки".

Литва. "Тройки" за "Верховенство закона" и "Борьбу с коррупцией", остальные "двойки".

Эстония. Высший балл ("единица") за "Качество законодательства", "тройка" - за "Политическую стабильность". Остальные четыре показателя получили "двойку".

Для сравнения, США получили высший балл ("единицу") за "Эффективность работы правительства", "Качество законодательства" и "Верховенство закона", "двойку" за "Учет мнения населения" и "Борьбу с коррупцией", "тройку" за "Политическую стабильность".

Авторы рейтинга указывают, что страны с формирующейся рыночной экономикой не уступают развитым странам по основным показателям качества государственного управления. Более десятка развивающихся стран, в том числе Словения, Чили, Ботсвана, Эстония, Уругвай, Чехия, Латвия, Литва, опережают по основным показателям качества государственного управления такие промышленно развитые страны, как Греция и Италия.

Совершенствование системы государственного управления способствует успеху борьбы за сокращение масштабов бедности и за повышение уровня жизни населения. Исследования последних 10 лет свидетельствуют о том, что повышение уровня жизни во многом является результатом совершенствования государственного управления, а не наоборот. Если рейтинг государства вырастает на один балл (к примеру, с "четверки" повышается до "тройки"), то уровень детской смертности в долгосрочном плане снижается на две трети, а доходы населения увеличиваются в три раза.

В странах, твердо приверженных делу реформ, совершенствование системы государственного управления может происходить относительно быстро. Хотя это не является всеобщим правилом, нескольким государствам удалось добиться значительных успехов за очень короткий период (с 2002 года). Например, в Украине, Кении и Либерии отмечаются большие успехи в области учета мнения населения и подотчетности государственных органов, в Анголе и Алжире - в обеспечении политической стабильности.
-- 13.07.2007
http://www.washprofile.org/ru/node/6662